vk youtube dzen telegramm

Солдат Победы

Бывают события, даже весьма значительные для своего времени, но по прошествии десятилетий и они стираются из памяти людей. Но есть события, значение которых не тускнеет никогда. Каждое прошедшее десятилетие с возрастающей силой подчеркивают их величие, их роль в истории. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Но чем дальше уходит в историю 1945 год, тем меньше рядом с нами тех, кого мы называем солдатами Победы - живых свидетелей войны. Одним из тех, кто ушел из жизни, не дожив до 73 годовщины Великой Победы, является уроженец Кстовского района Нижегородской области, Заслуженный врач РФ, Почетный гражданин Кстовского района, Заслуженный ветеран Нижегородской области Геннадий Ипполитович Богатов.

Читая биографию ветерана, не верится, что это жизнь одного человека — уж слишком много в ней событий. Геннадий Ипполитович родился в 1926 году в деревне Горьковской области. Закончил 8 классов и мечтал о дальнейшей учебе. Но война круто изменила жизнь и планы. В июне 1941 года отца призвали на фронт, и ему, пятнадцатилетнему мальчишке, пришлось заменить отца на работе в колхозе, где он и пахал, и боронил, и сеял. Вскоре всех жителей области мобилизовали на оборонные работы – по одному из вариантов наступления фашистских войск, первый, самый мощный удар должен был обрушиться на город Горький. Больше года Геннадий Ипполитович вместе с ребятами из своего села копал противотанковые рвы и окопы, заменив в отряде из 17 человек свою маму. Дети трудились весь день, не доедали, спали в холодном сарае на соломе.

Дальнейшая судьба Геннадия Ипполитовича была неразрывно связана с флотом. Там он подвергся и одному из главных испытаний на прочность – гипнозу. Два раза он не поддался воздействию самого Вольфа Мессинга, после чего был приглашен работать в контрразведке. Он прошел Грузию, Украину, Румынию, а победу встретил уже в Болгарии. После войны Геннадия Ипполитовича комиссовали на Дальний Восток, где он попал в научную экспедицию восьмого Тихоокеанского флота для изучения вычислительной техники. По окончании ему присудили звание старшего лейтенанта. Вернувшись с Дальнего Востока в Горький, Геннадий Ипполитович год проработал в КГБ. В 1962 году, когда ему было 40 лет, он решился начать все с чистого листа и поехал поступать в Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова. После окончания престижного медицинского института в Москве его приглашали работать в Кремлевскую больницу, но он предпочел ей должность дежурного врача в Малом театре. Геннадий Ипполитович отработал там почти 2 года, а потом вернулся домой, в Горький. Здесь его с радостью приняли на должность главного врача поликлинического отделения, где он проработал много лет. За свой вклад в медицину он был удостоен почетного звания Заслуженный врач России, а также получил высшую категорию химика.

Несмотря на преклонный возраст, Геннадий Ипполитович, перенесший трепанацию черепа и два инсульта, продолжил вести насыщенную жизнь. Одной из его главных целей было воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к Родине. Постоянные встречи и беседы с молодежью в школах, на митингах, он до конца своей жизни сохранил светлый ум и никогда не пользовался заготовленными текстами – все до последней цифры помнил.

В феврале 2018 года Ветерана не стало. И последнее, о чем очень хотел рассказать Геннадий Ипполитович, он поделился с редакцией журнала «Морской Пехотинец».

Главный удар

«… План «Барбаросса»… Не каждый знает, что задумывал вермахт при успешном завершении этого захватнического плана. Нам стало известно, что на рассмотрение было предложено три варианта направления главного удара. Третий вариант был разработан генералом артиллерии Эрихом Марксом. Он предлагал нанесение главного удара из Восточной Пруссии и северной Польши на Москву с выходом к городу Горькому (ныне Нижний Новгород). Цель – покончить с Советами за 9-19 недель, отрезать фронт и столицу от Сибири и Дальнего Востока, лишить фронт поддержки, так как все заводы эвакуировались за Урал. Разрабатывался еще один план «ОСТ». Для решения восточной проблемы предполагалось полное уничтожение русского народа, и онемечивание той его части, которая имеет явные признаки нордической расы. Гитлеровцы готовили еще один план «Ольденбург». Он предусматривал масштабное экономическое ограбление советской России. Гитлер вознамерился разрезать территорию на 8 частей, 8 комиссариатов, для того, чтобы в каждой его части господствовать и эксплуатировать население. Нижегородцам суждено было жить в комиссариате Московия, в него входили города Казань, Уфа, Тула, Свердловск, Горький. Гитлер говорил, что слова «русский», «Россия» запретить навсегда и заменить терминами Москва, Московия, москвич. О городе Горьком говорилось нечасто, первое упоминание появилось в дневнике начальника генштаба Франца Гальдера 10 ноября 1941 года. На город Горький танковые войска должен был вести генерал Гудериан. Уже 10 октября его танки должны были двигаться по улицам Арзамаса, через 5 дней – войти в город Горький. В это время ежедневно немецкие самолеты бомбили город, их задача была превратить в руины все промышленные предприятия и жилой массив. Я тогда был мальчишкой и с ребятами нашей деревни залезал на пожарную вышку, считал фашистские самолеты. В день мы насчитывали по 12 штук.

Летом 1941 года горьковское руководство приняло решение – все трудоспособное население направить на защиту города. Кто мог что-то делать должен был прибыть в деревню Малиновку Кстовского района с лопатой, топором, пилой. Я пошел вместо матери, поскольку в нашей семье была трехлетняя девочка, которая не могла находиться одна. Мы с братом Николаем пошли на эти работы. Разместили нас в деревне Малиновке в какой-то избе, на пол послали соломы. Спали мы прямо не раздеваясь. Кормили хорошо. Раньше в колхозах были фермы, на которых держали кур, свиней, овец. Один раз в неделю нас отпускали домой помыться в бане, взять продукты. Из дома мы брали овощи, яйца, яблоки, ягоды. Утром мы шли на работу, рыли противотанковые рвы (создавали эшелонированную оборону), доты, дзоты, землянки, штабные сооружения. Таких линий от Работок до Б.Мурашкино было 3 – по 15 км длиной каждая. Зима в 1941 году была очень суровая. На развилке дороги Б.Мурашкино – Казань была сооружена штабная землянка в 4 слоя бревен и земли. Руководили строительством эшелонированной обороны военные. Весной нас отозвали для работы в полях – пахать землю, косить траву на корм животным. Когда мы в поле убирали картофель, немецкие самолеты летали очень низко и бросали нам печенье, конфеты, но у нас все отбирала милиция. На строительстве эшелонированной обороны трудились десятки тысяч людей, в основном молодые женщины 20- 30 лет. Особенно много прибывало из южных районов области – Арзамасского, Сергачского, Лысковского, Княгининского. Б.Мурашкинского. Работы были тяжелые, но мы трудились, понимая, что вносим посильный вклад в общую борьбу с врагом. 15 октября танки должны были входить в разбитый Горький. Гудериан в это время стоял под Тулой, а его танковая армия таяла. Третий вариантов фашистов дал осечку. Гладко выходило только на бумаге. На деле фашисты просчитались…»

Ольга НОВИКОВА
Фото Е.Дранишниковой, О.Новиковой
Опубликовано в журнале «Морской пехотинец» (май 2018 года)
Дата публикации: 09.05.2018

Официальная Россия - Сервер органов государственной власти Российской Федерации
Официальная Россия


Русская православная церковь - Официальный сайт Московского патриархата
Русская Православная Церковь


Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»
Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»


Морская пехота России
Морская пехота России


Движение «Патриаршие добровольцы»
Движение «Патриаршие добровольцы»


Клуб военачальников Российской Федерации
Клуб военачаль- ников РФ